Драма в небесах. Русский парашютист установил мировой рекорд и потерял товарища
В начале 1960-х годов люди по всему миру грезили космосом. После полёта Юрия Гагарина в СССР озаботились изучением «ближнего космоса»: стратосферу видели как ещё не освоенную зону воздушного пространства, которую можно использовать прежде всего для военных целей. Примерно тем же занимались в США.
В 1962 году русский испытатель Евгений Андреев совершил рекордный прыжок из стратосферы. Однако радости не было.
Миссия завершилась трагедией.
Опасная профессия
Андреев никогда не считал себя спортсменом, хотя его род деятельности и был максимально связан с экстремальным спортом. Парашютиста из Евгения сделала армия. Парню настолько понравилось прыгать с высоты, что он избрал это своей профессией на всю оставшуюся жизнь.
Поначалу до прыжков молодого и горячего парня в части не допускали. Пришлось некоторое время работать укладчиком парашютов. Впрочем, такой путь характерен для большинства будущих испытателей. Когда же Андрееву наконец позволили показать себя в деле, он не разочаровал.
«Мысленно я уже не раз висел под шёлковым куполом парашюта. Казалось, что всё уже знаю по книжкам, учебным плакатам. Готовился к первому прыжку и практически — тренировался на подвесной системе, трамплине, спортивных снарядах. К тому времени у меня был первый разряд по гимнастике, и специальные упражнения давались легко, приносили большое удовольствие», — вспоминал Андреев в своей книге »Небо вокруг меня».
Вскоре Евгений зарекомендовал себя так, что ему стали поручать по-настоящему ответственные задания. Прыгать приходилось в основном из военных самолётов, чтобы протестировать то или иное снаряжение. Несколько раз Андрееву нужно было приводняться. Первый раз подобное поручение он получил летом в Крыму — тогда всё прошло спокойно и, можно даже сказать, приятно. Зато следующий прыжок с приводнением получился поистине остросюжетным.
Испытания проходили за полярным кругом, в Баренцевом море. Нужно было протестировать высотный морской костюм. При этом незадолго до старта миссии Андрееву рассказали историю о том, как в том же месте, где ему нужно было прыгнуть, парашютиста съела акула. Испытатель признавался: в ночь перед прыжком он не смог даже толком поспать — снились кошмары.
«Это был какой-то ад». Спортсмен-экстремал совершил рекордный прыжок из космоса
Акулы проблем Андрееву в итоге не доставили. А вот со снаряжением начались проблемы. Во время прыжка Андреев брал с собой не только парашют, но и резиновую лодку. Однако из-за сильного ветра её отнесло так далеко, что добраться до неё было просто невозможно. Евгений оказался на воде в довольно неприятном положении. Ещё и костюм начал наполняться водой и терял плавучесть. Даже прилетевший на помощь вертолёт не смог с первого раза помочь парашютисту.
«В костюме, полном воды, мне по трапу было не подняться. Тогда на тросе выпустили кольцо, чтобы я застегнул его вокруг себя. Однако был сильный ветер, лётчик не мог удержать вертолёт надо мной и ещё дважды повторил заход. Только в третий раз я справился с карабином кольца, облегчённо вздохнул и как-то весь обмяк — сказалось большое нервное напряжение», — вспоминал Андреев.
Производственная травма
Андреев всегда понимал, что выбрал опасную профессию. Однако приводнение в ледяное Баренцево море, полное акул, было ещё цветочками. Самое страшное ждало Евгения впереди.
Испытывая катапультирующееся кресло, парашютист получил страшную травму. Прямо во время прыжка мужчина почувствовал сильнейшую боль в ноге и обнаружил, что та лежит в неестественном положении. Каким-то чудом Андрееву удалось благополучно приземлиться. Врачи, осмотрев травмированную ногу, увидели ужасную картину: 16 сантиметров кости были просто раздроблены.
Евгения доставили в Склиф, где вынесли вердикт: ампутация. Испытатель был в шоке и умолял докторов сделать всё что угодно, только не отрезать ногу. Для него это означало бы одно — конец всем прыжкам. По счастью, Андреев познакомился с доктором Алексеем Смирновым, который заявил, что сумеет обойтись без радикальных методов.
Кость кое-как склеили, и она срослась. Правая нога парашютиста при этом стала на четыре сантиметра короче левой. Смирнов предлагал вытянуть её ещё сильнее, но Андреев уже не мог ждать. Он с усердием принялся за реабилитацию, а затем предстал перед военной медкомиссией. Те были настроены не слишком благосклонно: хотели запретить Евгению прыгать. Но у испытателя был ответ на все сомнения: прямо на глазах у комиссии он сделал сальто и прошёлся колесом. На такое врачам сказать было нечего!
Прыжок из космоса
В 1962 году Андреева ждало его главное достижение. Конструктору космических кораблей Сергею Королёву нужно было протестировать средства спасения для космонавтов. Для этого двум парашютистам нужно было подняться на высоту 25 тысяч км, в стратосферу, и совершить оттуда прыжок, который до этого никто ещё не совершал.
Ответственное задание было поручено Андрееву и его другу Петру Долгову, который не раз навещал Евгения в больнице после травмы. При этом задачи у испытателей были разные. Долгову нужно было проверить парашютную автоматику собственного изобретения, которая должна была раскрыть парашют сразу же после выхода из стратостата. Андрееву же предстояло долгое свободное падение в обычном высотном костюме.
Подъём стратостата длился 25 минут. В итоге аппарат оказался примерно на высоте 25,5 км. Первым выйти из кабины предстояло Андрееву. Он отсалютовал товарищу: «До свидания, Петя!» — и шагнул в неизвестность.
«Привычной упругости воздуха не чувствуется. Чтобы меньше замерзало остекление гермошлема, переворачиваюсь на спину. В беспредельной темноте чёрного неба светятся звёзды, они кажутся очень близкими и какими-то ненастоящими», — рассказывал в своей книге об уникальном опыте Андреев.
Крутой советский тренер загадочно погиб на Украине. Тело подняли со дна реки
Приземление Евгения прошло благополучно. Очутившись на земле, парашютист уже был мировым рекордсменом по дистанции (24,5 км) и времени (4,5 минуты) свободного падения. Достижение зафиксировала Международная авиационная федерация. Только вот порадоваться историческому прыжку Андреев не смог.
Когда приземлился его товарищ Долгов, оказалось, что он мёртв. Во время прыжка он случайно ударился о деталь кабины стратостата, из-за чего произошла разгерметизация скафандра. Механизм, изобретённый испытателем, сработал идеально, но сам он, лишившись воздуха, не сумел дотянуть до земли.